Министерство финансов России предлагает к распределению 100,4 миллиарда рублей дотаций на сбалансированность. Об этом в ходе заседания правительственной комиссии по региональному развитию рассказал глава Министерства финансов России Антон Силуанов. Речь министра опубликована на сайте Министерства финансов России. Мы размещаем текст речи без изменений.
Основный объем межбюджетных трансфертов уже распределен законом о бюджете, это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, больше еще субсидий, которые предоставляются субъектам Российской Федерации. Сейчас остался у нас наиболее серьезный источник – это сбалансированность бюджетов субъектов. Мы сегодня предлагаем его к распределению, и соответственно эти параметры будут учтены у нас и могут быть использованы для подготовки бюджетов субъектов Российской Федерации. Которые в настоящее время, как правило, в основном уже находятся в законодательных органах субъектов Российской Федерации и обсуждаются уже с парламентами регионов.
Общий объем дотаций на сбалансированность, который мы предлагаем сегодня к распределению, составляет приблизительно 100,4 млрд рублей. Какими принципами мы руководствуемся при распределении?
Первое: мы рассматриваем вопросы сбалансированности субъектов, исходя из расчета бюджетов, исходя из прогнозов доходов и расходов этих бюджетов, так называемый «модельный подход» к определению сбалансированности бюджета. Мы определили налоговые и неналоговые доходы на 2018 год, определили объем, мы знаем уже объем финансовой помощи, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, знаем, какие трансферты придут в каждый субъект Российской Федерации. И посчитали расходы по так называемому «модельному бюджету» с учетом тех факторов, которые мы с вами обсуждали на предыдущей комиссии.
Хочу еще раз сказать, что мы более точно сейчас посчитали расходную базу бюджетов регионов на следующий год с учетом уточненной методики модельного бюджета. Таким образом, посчитав общий баланс по каждому субъекту Российской Федерации, мы видим, что необходимо для закрытия дефицитов «модельных бюджетов» субъектов Российской Федерации 49,1 млрд рублей. И эти деньги из 100 миллиардов рублей дотаций сразу были направлены на закрытие тех дефицитов, которые сложились по такому расчету. То есть общая потребность в дотациях и общая потребность в закрытии дисбаланса бюджета учтена в полном объеме.
***
Вторая часть, второе направление – это действительно оказание поддержки регионам, исходя из роста обязательств по заработной плате. Увеличение расходов в связи с увеличением прожиточного минимума в следующем году, до 85% с 1 января следующего года, исходя из дополнительных расходов на неработающее население и так далее, все это было учтено в наших расчетах. Поэтому вторая часть распределения дотаций на сбалансированность, ее распределение осуществлялось исходя из необходимости выполнения обязательств №майских указов» Президента 2012 года. И мы посчитали приросты по таким позициям, посчитали приросты по заработной плате, посчитали приросты по каждому субъекту Российской Федерации.
И распределение этой суммы, оставшихся 51,3 млрд рублей, осуществлялось исходя из такого подхода. Мы брали численность получателей льгот по соответствующим отраслям социальной сферы, брали среднемесячный доход от трудовой деятельности, и учитывали расчеты бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. То есть брали контингент получателей заработной платы, в первую очередь тех отраслей социальной сферы, брали уровень заработной платы в каждом субъекте
Российской Федерации, поскольку приводим в соответствие с указами уже в следующем году в полном объеме до 100% или до 200% от средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, как это обозначено указами. И применили к этому еще и бюджетную обеспеченность в зависимости от того, если субъект Российской Федерации более сильный с точки зрения финансов. Соответственно мы пересчитали и уточнили наши показатели и отдали приоритет тем, у кого бюджетная обеспеченность была меньших параметров.
Поэтому мы эту вторую часть, 51,3 млрд рублей, распределили с учетом ее количества и довели до выполнения указов по заработной плате. Поэтому, на наш взгляд, получилось очень сбалансированное решение, когда с одной стороны мы закрываем дисбаланс по модельному бюджету, и с другой стороны мы помогаем решать задачу субъектам Российской Федерации выполнения основных указов Президента, по выполнению задачи по повышению заработной платы. Предложение по распределению представлено у вас в материалах.
Кроме того, это связанные позиции: когда мы рассматривали вопросы сбалансированности бюджетов, стояла задача посмотреть, какая кредитная нагрузка возникает в регионах. И было принято решение выровнять стартовые условия следующего года, для того чтобы регионы, которые имели значительные коммерческие долги (а мы такую значительность оцениваем как показатель выше 50% коммерческих долгов к уровню налоговых и неналоговых доходов), и таким регионам, у кого эта планка превышена, мы предлагаем помочь бюджетными кредитами. Но это в последний раз уже такое предложение, в последний раз будут предоставлены бюджетные кредиты. Эти кредиты мы предоставим в текущем году, соответствующие предложения у нас подготовлены.
Бюджетные кредиты будут направлены на распределение, исходя из двух составляющих. Первая – это помочь регионам, в которых высокий уровень долгов по коммерческой задолженности (выше 50% - мы об этом говорили). И вторая часть распределения, вторая часть поддержки – это те регионы, которые, исходя из расчетного уровня погашения коммерческих долгов в следующем году… Этот расчетный уровень взят исходя из оценки долговых книг по двум годам, 2018-й год и 2019 год, соответственно среднее арифметическое – у нас очень много в 2017 году. То есть мы взяли оценки погашения кредитов перед коммерческими банками в следующем году, расчетные оценки, это такой объем получился в сумме 296 млрд рублей. Мы взяли эффект от реструктуризации бюджетных кредитов, решения по которым уже приняты, мы их обсуждали – это 258 млрд рублей. И учли разницу по субъектам Российской Федерации и посмотрели, у кого приходится превышение между погашением коммерческих кредитов и эффектом от реструктуризации бюджетных кредитов. И помогли таким образом остальным субъектам Российской Федерации, на это было направлено 20 миллиардов рублей. И общий объем такой дополнительной кредитной поддержки составляет 53,1 млрд рублей.
То есть мы еще помимо решения задачи по закрытию дефицита бюджета, проекта «модельного бюджета» и заработной платы помогали регионам уменьшить большие обязательства по коммерческим кредитам.
Можно посмотреть в принципе, как это рассчитано было, на примере одного из субъектов Российской Федерации. Мы для исследования взяли бюджет Костромы, посмотрели, какие возможности налоговых и неналоговых доходов, объем дотаций. Предусмотрен объем расчетных налоговых и неналоговых доходов, объем дотаций на выравнивание, целевые трансферты. Это доходы, расходы, которые мы посчитали с учетом «модельного бюджета», с учетом тех дополнительных трат, которые будут в следующем году связаны с заработной платой, с МРОТ. <…> А также дополнительных объемов трат за неработающее население. Все это учтено в части расходов. Получился общий объем дефицита бюджета Костромы в объеме 3 млрд рублей. И объем дотаций как раз, первой части наших дотаций – 3 млрд рублей – также учтён этому субъекту Российской Федерации.
Теперь мы смотрим, как учтена вторая часть распределения дотации. Это мы взяли численность получателей услуг в отраслях социальной сферы, хотя общее количество нам известно, взяли среднемесячный доход от трудовой деятельности (по сути дела, это среднемесячный уровень заработной платы) в субъекте Российской Федерации. И посмотрели выполнение субъектом Российской Федерации тех целевых показателей, которые мы с вами определяли в рамках наших соглашений. В этом расчёте у нас получился дефицит по необходимости для закрытия вопроса с заработной платой – в сумме 341 млн рублей. И этот дефицит также учтён, как вторая часть распределения дотаций.
Алгоритм распределения кредитов точно такой же. Ещё раз повторюсь, что мы на примере Костромы взяли объём данных долговых книг и учли, соответственно, необходимость погашения общего объёма коммерческой задолженности… <…>
…реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Условия по реструктуризации мы все знаем – это 7 лет, и 12 лет в случае превышения налоговых доходов над уровнем инфляции первые два года. График погашения тоже известен – не буду на этом останавливаться. Хочу сказать, что мы учли необходимые текстовые поправки в действующем законодательстве, и у нас будут все основания для того, чтобы осуществить такую реструктуризацию, заключить соглашение до конца текущего года.
Какие основные обязательства в рамках соглашения о реструктуризации мы предлагаем включить в наши соглашения? Это ограничение дефицита бюджета на уровне 10%. Считаем, что это решение позволит нам ограничивать и контролировать объём долга регионов, с тем, чтобы не
создавать такие же условия, как это было 2 или 3 года назад, когда объём долга рос бесконтрольно.
Второе – это поэтапно сокращение доли общего объёма государственного долга от объёма доходов. Мы такое тоже записываем в соглашение, с тем, чтобы нам избавляться, для тех регионов, которые превысили показатель долга более уровня своих собственных налоговых и неналоговых доходов, и соответственно, имеют показатели по коммерческой задолженности более 50% от своих собственных налоговых и неналоговых доходов. Две эти позиции мы предлагаем включить в Соглашение о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
Также мы предлагаем записать норму о том, чтобы все новые коммерческие заимствования, которые будут осуществляться, осуществлялись бы по ставке не выше, чем ключевая ставка Центрального банка + 1 процентный пункт – это 9,25% на сегодня. Надеемся, что дальше у нас будет ключевая ставка также сокращаться, соответственно, и стоимость кредитных ресурсов также будет снижаться.
Мы считаем необходимым включить в Соглашение норму о выполнении программ финансового оздоровления субъектов Российской Федерации, которые заключены с каждым из регионов, который получает у нас финансовую поддержку. А также для тех регионов, у которых сегодня долги зашкаливают (это более 140% от объёма собственных доходов или коммерческий долг составляет более 80% – у нас такие регионы тоже есть, немного, два субъекта Российской Федерации), мы предлагаем обеспечить санкционирование расходов Федеральным казначейством. То есть такую дополнительную меру контроля за расходами в таких субъектах Российской Федерации.
Для регионов-доноров, которые не получают дотации на выравнивание, мы предлагаем обеспечить выполнение обязательств, которые предусмотрены Соглашением, заключенным с соответствующими регионами.
Мы такой проект решения подготовим. После решения комиссии, если эти предложения будут одобрены, проект решения Правительства будет внесён в Правительство для принятия.
У нас предусмотрены предложения по сокращению государственного долга в составе обязательств по Соглашению о реструктуризации. Хотелось бы несколько слов о них сказать. В этих соглашениях по сокращению госдолга мы будем предусматривать планомерное, реалистичное сокращение государственного долга на уровне не менее 2% относительно величины объёма государственного долга.
То есть о чём идёт речь? Если мы предусматриваем в следующем году, предположим, рост налоговых доходов примерно 6-7%, в среднем по Российской Федерации (и на эту сумму можно было бы увеличивать и долг, и дефицит), то мы предлагаем увеличивать дефицит бюджета на сумму в динамике… на 4% или 5%, в зависимости от роста налоговых доходов. То есть часть прироста налоговых и неналоговых доходов всё-таки отправлять на погашение долга, если этот долг превышает те параметры, которые мы с вами определим. Это, соответственно, для тех субъектов Российской Федерации, которые имеют долги более 50% от уровня налоговых и неналоговых доходов. Для высокодотационных субъектов Российской Федерации предлагаются более существенные меры, более серьёзные меры контроля за снижением долга до уровня ниже 50% от уровня налоговых и неналоговых доходов.
При этом мы предлагаем и установить меры ответственности субъектов Российской Федерации за невыполнение таких соглашений. Предположим, при неисполнении субъектом условий в части графика погашения задолженности процентов за рассрочку мы предлагаем осуществлять возврат
реструктурированной задолженности в полном объёме. Надеюсь, что таких случаев не будет, но, тем не менее, такая норма предусматривается.
При неисполнении субъектом обязательств в части контроля за такими ключевыми параметрами, как дефицит бюджета или государственный долг, предлагается возврат части реструктурированной задолженности в объёме до 20% от объёма такой задолженности. То есть это вполне реалистично, это более льготная позиция, нежели было раньше, когда мы предусматривали возврат всей задолженности по кредитам, в случае нарушения одного из пунктов нашего соглашения. Сейчас предусматривается за две позиции – долг и дефицит – возврат до 20% от общей суммы реструктуризированной задолженности.
Далее предусматриваются меры дисциплинарной ответственности соответствующим лицам, должностным лицам за неисполнение обязательств, установленных в Соглашении.
Это к вопросу об условиях Соглашения о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
***
Третий вопрос – это условия Соглашения о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Мы говорим о том, что дотация на выравнивание уже распределена. Это наш основной админресурс финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Как в этом году, так и в следующем году мы предусматриваем заключение соглашений с субъектами при предоставлении таких дотаций.
Ряд позиций уже действуют в текущем году – это обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов, соответственно, из бюджетов. Это и выполнение тех объёмов инвестиций, и рост средней численности сотрудников средних предприятий, и рост числа занятых, которые учтены в вашем прогнозе.
Мы говорим о том, что вы в своих прогнозах учитываете эти показатели, и мы контролируем, как они обеспечиваются. Это стимулирует принятие субъектами Российской Федерации реалистичных прогнозов, и соответственно реалистичных бюджетов. Такая норма уже действует в сегодняшних соглашениях, здесь ничего не меняется и на следующий год.
Какие новации? Предлагается провести оценку эффективности налоговых льгот в соответствии с той методикой, которую мы сегодня будем рассматривать. И вот эта новая позиция будет учтена у нас в новых, заключаемых с вами соглашениях о предоставлении дотаций на выравнивание.
Кроме того, какие дополнительные меры мы предлагаем включить в соглашение?
Первое. Мы считаем необходимым, чтобы субъекты Российской Федерации всё-таки ориентировались на те «модельные бюджеты», которые рассчитаны с учётом показателей, которые мы с вами обсуждаем. И те регионы, у которых есть отклонения в большую сторону от «модельных бюджетов», всё-таки начали работу по оптимизации своих расходов, по применению своих расходных обязательств в соответствие с расчётными показателями расходов по этим «модельным бюджетам». Поэтому мы записываем меру о необходимости принятия решения по проведению – это будет осуществляться поэтапно, но, тем не менее, такая задача стоит.
Далее. Предлагаем включить норму об обеспечении неустановления в следующем году расходных обязательств, которые не отнесены непосредственно Конституцией и федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации. Мы знаем, что целый ряд регионов, которые испытывают дефициты бюджетов, тем не менее, имеют расходные обязательства, которые сами установили, которые не относятся к полномочиям регионов. Вот такие обязательства мы предлагаем в следующем году пересмотреть, принять решения об их корректировке.
Следующая позиция, которую включаем в Соглашение – это обеспечение целевых показателей по обеспечению заработных плат в соответствии с указами Президента. Думаю, что это очевидная норма, которой мы должны руководствоваться.
Далее, мы считаем необходимым актуализировать те программы финансового оздоровления (которые у нас с вами уже заключены), которые направлены на оптимизацию расходов. А также мы включаем позицию по корректировке основных направлений долговой политики субъектов Российской Федерации на 2018-2020 годы, в соответствии с теми задачами по сбережению долга и дефицита, которые мы только что озвучили.
Кроме того, включаются нормы в Соглашение по предоставлению дотаций о необходимости согласования с Минфином основных параметров бюджета – собственно, такая норма была и в действующих соглашениях.
Мы включаем норму о необходимости согласования также всех изменений в бюджеты регионов на 2018-2020 год, а также те проекты законодательных актов, которые направлены на увеличение расходных обязательств, которые, соответственно, будут приводить и к увеличению бюджетных трат. Вот эти все решения мы предлагаем согласовывать с федеральным центром.
Меры ответственности. Какие меры ответственности за невыполнение тех соглашений по предоставлению дотаций, которые у нас учтены. Есть целый ряд действующих норм, здесь сокращение объёма дотаций в размере не более 5% за ряд позиций – это недостижение показателей по бюджету, недостижение показателей по параметрам социально-экономического развития, нарушение других параметров наших соглашений – это всё действующие позиции.
Какие новые? Это применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, которые допустили нарушение Соглашений. Речь идёт о недостижении целевых показателей – повышения оплаты труда в
соответствии с указами Президента. Мне кажется – ещё раз повторюсь – что здесь у нас не должно быть никаких вопросов. Неутверждение и несогласование с Минфином планов по оптимизации бюджетов в установленные сроки, а также ненаправление на согласование с Министерством финансов соответствующих проектов бюджета. Это новые позиции, которые мы предлагаем внести в Соглашение, и касающиеся части ответственности субъектов Российской Федерации за соответствующее выполнение Соглашений.
Отдельные нормы, более строгие, предусмотрены для высокодотационных субъектов Российской Федерации.